Правила фриланса. Мой кодекс самурая

Меня давно подмывало написать небольшой цикл статей о фрилансе, но недавно я понял, что это вряд ли когда-нибудь случится. Да и не каждый готов читать объемные заметки, где больше личных переживаний, нежели полезной информации. В итоге, все свелось к предложенному ниже списку.

Можно назвать это советами или рекомендациями, но я склоняюсь к тому, что предложенный список представляет перечень принципиальных позиций по некоторым вопросам, возникающим, осмелюсь предположить, у каждого фрилансера. Несколько раз я натыкался на подобные заметки в блогах других авторов и, что самое удивительное, почти никогда не был с ними согласен. Возможно, это говорит о моей некомпетентности, но, в любом случае, не претендую на истину в последней инстанции. Тем не мене, ко всем выводам я пришел, руководствуясь исключительно собственным накопленным опытом. И скажу прямо, на некоторые грабли я предпочел бы не наступать вовсе.

Хронология или уровень приоритетности отсутствуют. Каждый пункт может и должен восприниматься отдельно от других, но некоторые из них могут быть связаны или вытекать один из другого.




Только «вы» и никогда «ты»

Очень часто на деловых встречах, заказчик, особенно если он примерно вашего возраста, предлагает перейти на «ты». Не имейте привычки соглашаться. Это первый шаг к дружеским отношениям, даже если вам так не кажется. А, как известно, нет ничего хуже бизнеса с друзьями. Обращение «вы» — это не столько тривиальное проявление уважения, сколько способ держать дистанцию, не прилагая дополнительных усилий. Тем не менее, умейте вежливо отказываться от таких предложений. Как правило, я говорю, что привык обращаться только на «вы» и, если мой собеседник не против, я оставлю за собой право не изменять привычкам. В тоже время, он может говорить «ты», если ему так комфортнее. Пока никто не был против такого развития событий.

Служба службой

Как я уже сказал, нет ничего хуже бизнеса с друзьями. Но, нередко так получается, что длительные деловые отношения, особенно успешные, становятся все более неформальными, начиная тяготеть к уровню приятельских или дружеских. Как только вы «подружитесь» с клиентом, можете начинать отсчет до того момента, когда вашему сотрудничеству придет конец. Вы встретитесь с бесконечными просьбами дружеских уступок, вплоть до безвозмездного решения некоторых рабочих вопросов, при этом во внеочередном порядке.

Всегда держите дистанцию. Не ввязывайтесь в разговоры «за жизнь» и не посвящайте клиента в подробности своих личных дел. Не обсуждайте работу с другими заказчиками, особенно ругая или высмеивая их (это в любом случае неприлично). Все, что связывает вас с клиентом – рабочие задачи, рамками которых необходимо ограничить и ваше с ним общение.

Инициатива наказуема

Многие могут сказать, что «сухой» подход к работе над задачами – проявление непрофессионализма. А работа «от души» и попытки прыгнуть выше ТЗ – вот истинные проявления добросовестного исполнителя. Позволю себе заявить — вы неправы. Профессионализм – это четкое понимание задачи и не менее четкая ее реализация. Не нужно наивно полагать, что ваше чувство «прекрасного» и «правильного» имеют нечто общее с тем, как видит результат непосредственный заказчик. Ваша инициатива, если она была встречена положительно, порождается всплески активности воображения заказчика, что влечет за собой увеличение объема работ. При этом следует помнить, что договор, если он был, уже давно подписан и бюджет согласован. Предложение пересмотреть бюджет в большую сторону никогда не добавляет позитива в работу, невзирая на ваши обоснования. При этом ваш отказ от введения «новых фич», которые вы сами же и предложили, скорее всего, породит недовольство со стороны клиента, которое испортит дальнейшее сотрудничество.

Обед по расписанию

Никогда не давайте вашим клиентам понять, что вы работает в выходные дни или поздно вечером. Четко регламентируйте свое рабочее время, даже если в действительности вы никогда не следуете этому регламенту. Во-первых, вы не будете создавать впечатление подневольного чернорабочего, с личным пространством и временем которого можно не считаться. Если вы не уважаете себя и свой труд, поверьте, этого не будет делать никто. Во-вторых, это еще один способ держать дистанцию с клиентом, формализуя ваши отношения исключительно как деловые. Любой адекватный человек понимает, что вечернее время и выходные дни – это время для друзей, семьи и личных забот, но никак не для работы.

Долг платежом красен

Никогда не работайте в долг. Следовать этому принципу достаточно тяжело, особенно если вы дорожите сотрудничеством с клиентом. Вопрос оплаты всегда создает некоторую дискомфортную ситуацию для того, кто должен расстаться с деньгами. Никто не в восторге от мысли, что ему предстоит отдать свои кровные, заработанные потом и кровью деньги. Тем не менее, не упускайте возможности получить расчет. С течением времени ситуация только усугубляется. Заказчик все больше забывает то приятное чувство, которое он испытывал, когда получил в свое распоряжение результат ваших трудов. Соответственно, ему все сложнее оплатить вашу работу. Вспомните себя, когда вы выплачиваете долгосрочный кредит. Вещь, которую вы покупали, уже отнюдь не новая, вы к ней давно привыкли и сделали частью своего окружения. А может быть и того хуже – вы перестали ей пользоваться за отсутствием необходимости, отдали кому-то или вовсе потеряли. Но вы все еще должны за нее платить, что не вызывает у вас положительных эмоций. То же самое испытывает любой клиент, когда вынужден отдавать деньги за работу, к которой он давно относится без исполинского восторга. В конце концов, с вашим заказчиком может произойти что угодно: обанкротился бизнес, он уехал в другой город или страну, а может быть ушел в отшельники и живет в землянке в березовой роще.

Торг – дело неблагодарное

Возьмите за правило никогда не торговаться. Многие сочтут это плохим советом, следование которому станет причиной потери множества проектов. Но я искренне верю, что если вы не хотите чувствовать себя продавцом картошки на городском рынке, он послужит вам добрую службу. Во-первых, если вы дадите повод считать, что у вас всегда можно отжать какую-то часть названной изначально суммы, в большинстве случаев, вся дальнейшая работа будет строиться на требовании различных уступок с вашей стороны: сделать что-то вне рамок ТЗ и сметы, закончить раньше сроков и т.п. Возможно, я несколько утрирую и описываю случаи крайней наглости, но это те грабли, на которые лучше никогда не наступать. И, во-вторых, если вы адекватный человек, то названный вами ценник является частью тех условий сотрудничества, в которых вам комфортно работать. Если вам придется работать по заниженному ценнику, чувство того, что вас «обманывают» станет верным спутников на протяжении всего периода сотрудничества. Вряд ли это положительно скажется на результате.

Договор дороже денег

Если у вас есть возможность, работайте только по договору. Исключений из этого правила быть не должно, даже для «проверенных» клиентов, в противном случае, рано или поздно, вас ждет разочарование. Дай Бог, если оно не обойдется вам слишком дорого. Зачастую, договор видится ничем иным, как тратой времени и причиной лишних телодвижений. Заказчик – старый добрый малый, с которым столько всего пережито, что нет никаких сомнений в его честности и порядочности. Люди меняются и весьма неожиданно, особенно, когда дело касается денег.

Слово не воробей и ничто не воробей, кроме воробья

Не все проекты одинаково хороши. Порой конфликтная ситуация создается в самом начале, как правило, при обсуждении стоимости вашего труда. Я часто сталкиваюсь с ситуаций, когда назвав сумму желаемой оплаты, в ответ получаю откровенную насмешку со стороны потенциального клиента. Некоторые вовсе не стесняются и не утруждают себя в самоконтроле. Можно услышать нечто вроде «ты что, дебил? Я лучше сам сделаю» или что-нибудь еще более откровенное и красноречивое. Конечно, трудно не поддаться на такую провокацию, и хочется дать ответ в стиле собеседника, но, если вы уважаете самого себя, не унижайтесь и оставайтесь вежливы. Давно известно, ничто так не раздражает оппонента сильнее, чем мировое спокойствие и неуместная вежливость. Мир полон идиотов. Улыбайтесь.

Пора и честь знать

На самом деле, можно продолжать еще долго. За три года работы я сформулировал много правил и принципов, применимых в разных рабочих вопросах. Возможно, все они субъективны и кажутся разумными только мне; я ни на что не претендую. Тем не мене, для меня фриланс давно превратился в стабильную и хорошую работу. А это что-то, да значит.

Кому-то может показаться, что я слишком враждебно настроен к своим клиентам и в каждом вижу чуть ли не врага, которого пытаюсь держать в ежовых рукавицах. Это вовсе не так. Я со всеми вежлив и приветлив в любых ситуациях, всегда готов к конструктивным диалогам, но, в тоже время, я пытаюсь придерживаться определенного рабочего регламента, который формировал достаточно долгий период и вполне доволен результатом.

Комментарии (6)

  1. Приветствую
    некоторые клиенты в процессе работы ведут себя с позиции — «я плачу и вы должны делать, не отвлекая меня такого занятого(делового)». Возможны вариации. Договора, предусматривающего все тонкости, конечно нет. Как в вашем кодексе самурая предусмотрено разруливать такое?

    • «Если лошадь сдохла, слезь».

      Нужно просто вовремя отказаться от такого сотрудничества, пока возможные потери не стали слишком
      серьезными.

      Если нет договора, то и нет разговора. Юридически вы бессильны. Гаранта, например, в лице биржи фриланса, у вас также нет.

      • Это не случай «лошадь сдохла». Работа может быть выполнена на 50% или более. Клиент уже мог сделать предоплату и не маленькую.
        Это из области человеческой психологии. И тут, думаю, нужно уметь разрулить, не отказываясь от сотрудничества, поэтому ваш кодекс нуждается в расширении в этой части.

        • Вы немного неверно меня поняли. Если есть возможность договориться, то ее нельзя упускать, это очевидно. Собственно, я даже не стал об этом писать. Но случается так, что наступает момент, когда становится понятно, что переговоры не дадут никаких результатов. И здесь есть два вариант: первый — продолжать работу, надеясь, что все кончится хорошо, второй — дать обратный ход, пока еще не поздно. Как-то так сложилось, что я не люблю риск в подобных вопросах.

          • В том и дело, что «ее нельзя упускать, это очевидно».
            Но, как раз очевидность не отражена в вашем кодексе, я и предлагаю вам немного расширить его. Возможно не в плане обновления текущего поста, а на будущее или для себя только

            • Можно, конечно. Но изначально я писал, что всегда должен быть договор. Или безопасная сделка, услугу которой предлагает каждая биржа фриланса. Это не только дает гарантии, но и дисциплинирует обе стороны. Любые другие варианты — надежда, что «пронесет». А бизнес так не делается, мне кажется.

Добавить комментарий для Мурашов Олег Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *